ИМПЕРИЯ МЕСЬЕ ДИОРА
Искусство таких великих мастеров, как Кристиан Диор, потрясает подлинной красотой, элегантностью и грацией. Женщина-стебелёк, женщина-цветок, женщина-фея… Создавая модные образы, Диор мечтал о совершенстве и делал всё возможное, чтобы к нему приблизиться...
Детство, похожее на сказку
Кристиан Диор родился 21 января 1905 года в семье Александра-Луи Мориса Диора, владельца завода по производству удобрений, и его супруги Мари-Мадлен Жюльетты. Дом был роскошным. И неслучайно, вспоминая своё раннее детство в Гранвиле, Кристиан всегда останавливался на деталях, определивших его страсть ко всему прекрасному. Будучи ребёнком он мог часами зачарованно водить ручками по вышитым на шторах крыльям птиц, щёлкать бусинками на бахроме или пытаться достать бабочку, так похожую на настоящую: ведь они такие красивые… Впрочем, как хранившиеся под стеклом в гостиной фарфоровые маркизы, восточные фигурки в стиле рококо, венецианское стекло, пастушки на бонбоньерках. Засыпая, Кристиан воображал себя Аладдином из сказки, которую ему читала мать. Он обожал её. За весёлый нрав, за потрясающие наряды, за страсть к цветам. Кстати, после того как мальчик выучился читать, первой его книжкой был каталог растений, и названия их он знал наизусть. В 1911 году семья перебралась в Париж, а имение в Гранвиле стало летней резиденцией. Мадам Диор пожелала обставить свой парижский дом в духе эпохи Людовика XVI. Именно этот стиль впоследствии стал любимым для её сына – сначала в искусстве, а потом и в моде. Правда, случилось это не сразу. Как и всякому молодому человеку, ищущему своё призвание, Кристиану Диору пришлось столкнуться с разными направлениями. Впрочем, и с людьми тоже.
Жизнь во имя искусства
Характер юного Кристиана формировал Париж начала 20-х годов. Женщины обрезали волосы, повсюду открывались дансинги и кабаре, популярная музыка была негритянской, балеты – русскими, живопись – абстрактной. И «золотой молодежи», к которой относился отпрыск семейства Диор, ничего не оставалось, как плыть по течению общего веселья и наслаждения жизнью. Любимым заведением был легендарный кабачок «Бык на крыше». Здесь будущий модельер познакомился с Пикассо, Радиге, Кокто, Соге, Арагоном, Леже, Дереном. Бомонд являлся во фраках, художники – в свитерах. Дамы, желавшие привлечь к себе внимание, носили брюки, а также жемчуга и бриллианты…. Можно лишь удивляться тому, что Кристиан в это время перемен, искушений и соблазнов умудрялся задумываться об учёбе. Он стремился в Школу искусств, но родители настаивали на университете: хотели видеть сына юристом. Обоюдным компромиссом стала Школа политических наук. Однако страсть к искусству и дружба с художниками взяли верх. И Диор принял решение открыть с приятелем Жаком Бонжаном картинную галерею. Отец помог с деньгами, выделив несколько сот тысяч франков, но с условием: имени «Диор» на вывеске быть не должно. Отдавая дань остроумию, друзья тотчас же окрестили своё заведение «Жамиора бон Диора» (jambon по-французски означает «ветчина»). Чуть позже, в 30-е годы было уже не до веселья. Удары сыпались один за другим: болезнь старшего брата Раймона, психические отклонения младшего Бернара, потом скончалась мать, пошатнулись дела отца, галерее грозило банкротство. Но Кристиан терпеливо переносил все испытания. Единственной отдушиной в те годы было для него искусство. И поиск своего места в нём.
Предсказание мадам Делаэ
Когда предложили поездку с группой архитекторов в СССР, Диор наскрёб необходимые средства и поехал. Чтобы притупить душевные страдания, ему необходимо было развеяться. В Советском Союзе много ходил пешком и ужасался серым городским пейзажам... А вот красота православных церквей, полотна русских художников и мощь русской музыки буквально потрясли молодого француза. На Родину он вернулся с массой идей относительно собственного будущего. Художник Жан Озен научил Диора искусству моделирования одежды, а американский дизайнер Макс Кена показал, как правильно использовать цветовые гаммы. И уже в 1933 году Кристиану удалось создать и продать свои первые модели шляп. Однако вскоре у Диора доктора обнаружили первые признаки туберкулёза, и друзьям пришлось срочно отправить его лечиться на Балеарские острова. Там молодой человек научился ткать гобелены и отлично рисовать эскизы моделей платьев, которые позже он публиковал в журнале Vogue и продавал известным кутюрье Скиапарелли, Молине, Нине Риччи, Пату, Баленсиаге. В 1938 году он поступил на работу в качестве модельера к Роберу Пике. Именно тогда Кристиан смог постичь все тонкости профессии Кутюрье: его безмерно привлекал блистательный мир моды. Позже он писал, что мода – понятие религиозное, с воплощением таинства и чудесной силы. Летом 1946 года при посредничестве старого друга из Гранвиля произошла знаковая встреча с богатым хлопковым магнатом Марселем Буссаком. Бизнесмен сразу же распознал в Диоре неординарную личность с безупречным вкусом. И предложил ему десять миллионов франков для открытия Дома ChristianDior. Однако Кристиан поначалу очень испугался и побежал к своей гадалке мадам Делаэ. Женщина вошла в транс и торжественно произнесла: «Соглашайтесь. Это предприятие коренным образом изменит моду».
Особняк на авеню Монтень
16 декабря 1946 года Диор вселился в особняк на авеню Монтень. Первыми вместе с ним порог Дома Dior переступили пятеро: заведующая мастерскими Раймонда Зенакер, старшая портниха ателье Маргарит Каре (позже она привела с собой 30 швей и стала техническим директором, то есть посредником между эскизами Кристиана Диора и мастерскими, воплощающими его замыслы), двадцатилетний Пьер Карден, которого взяли старшим закройщиком, финансовый директор Жак Руэ и шляпный мастер – очаровательная Мица Брисар. Итак, пьеса, которой позже будет придумано название Newlook, развивалась на авеню Монтень полным ходом. Все работали до изнеможения, импровизируя и спеша. И больше всех, конечно же, Кристиан Диор – он устроил свою студию в бывшем маленьком будуаре особняка, таком тесном, что во время примерок модельеру приходилось «отступать» на лестничную площадку. «Я хотел, чтобы мои платья, – писал потом Диор, – были построены, вылеплены по линиям, по стилизованным изгибам женского тела. Я стягивал талию, округлял бедра, подчеркивал грудь. Чтобы модели лучше держались, почти все ткани сажал на подкладку из перкаля или тафты, возродив тем самым обычай, от которого давно отказались». Миром снова должны были править красота и женственность.
Рождение нового стиля
При создании первой коллекции под своим именем Диора вдохновляли воспоминания детства, когда мать в восхитительных шуршащих платьях подходила к его кроватке, чтобы поцеловать на ночь. Его новый стиль был своего рода контрреволюцией в мире моды. Он возвращал женщин назад, в «Прекрасную эпоху». Это было желание модельера «возродить традиции великой роскоши» во французской моде. Таков секрет успеха Кристиана Диора. Сам он об этом сказал так: «Европа устала от падающих бомб. Теперь ей хочется зажигать фейерверки». Женщинам хотелось праздника, и Диор подарил им его 12 февраля 1947 года. Модельер распорядился декорировать особняк живыми цветами. Роскошные букеты украшали вестибюль и лестницу, ведущую в просторный жемчужно-серый с белым зал. Его убранство было просто сногсшибательным! Высокие нежно-голубые дельфиниумы, розовый душистый горошек и белые ландыши. Проходя мимо этого великолепия, Кристиан взял один трогательный стебелек и вставил себе в петлицу: ландыш – его цветок-талисман. В первых рядах сидели представители прессы, среди них редакторы Vogue Беттина Баллард и Harper’sBazaar Кармел Сноу. Волнующий шелест широких нижних юбок заглушал доносящийся с улицы порыв пронизывающего ветра (в тот день в Париже стоял небывалый мороз – температура опустилась до –13 градусов). Коллекция называлась «Королла» («свернувшийся листочек или лепесток, который вот-вот раскроется»). Последние аккорды показа прошли под бурные овации. Успех превзошёл ожидания. После дефиле к смущенному и радостному Диору бросилась Кармел Сноу со словами: «Это полная революция, дорогой Кристиан, ваши платья – новый взгляд на мир (newlook)! Они просто восхитительны!»
Ароматы вечности, ароматы любви
Вот так, с лёгкой руки Кармел Сноу словосочетание newlook моментально прижилось и полетело по свету. Во время того поистине исторического показа гостей поразил ещё окружающий их удивительный аромат, царивший в доме № 30 на авеню Монтень. Прелестные юные девушки выходили из обитого пёстрой тканью «ларца» и всех желающих опрыскивали духами Miss Dior – только что созданными и доселе никому не известными. Кристиан Диор всегда питал слабость к ароматам: «Духи – это дверь в утерянный мир… Это необходимое дополнение женской сущности, это finishing touch (завершающий штрих) образа». Идея создания аромата MissDior, а потом и парфюмерной фирмы ParfumsChristianDior возникла в холодное декабрьское воскресенье в кондитерской Пенни, что на площади Мадлен. Сюда месье Диор часто заглядывал со своим крестником, шестилетним Жаном-Марком Эфтлером и его старшей сестрой Мари-Кристиной. Их отец Серж Эфтлер-Луиш был другом детства Диора. В тот день Серж сопровождал своих детей. И пока они лакомились кокосовыми пирожными, приятели говорили о парфюмерных делах. Дело в том, что красавец Эфтлер-Луиш знал в них толк – он был управляющим фирмы «Духи Коти», а потом и владельцем собственной парфюмерной фирмы. Название Miss Dior придумал Кристиан. В дизайн упаковки включили любимые мотивы, которые нравились Катрин Диор – сестре Кристиана. Ну а составить аромат – восхитительный букет из гардении, бергамота, жасмина, нарцисса, розы, фиалкового корня, пачули и ветивера доверили Сержу и парфюмеру Ваше. Для Диора духи были символом вечности, надежды и любви. Они несли дух времени, но никогда (в отличие от одежды) не выходили из моды. Это ностальгия по «Прекрасной эпохе» и воплощение мечты о красоте. Его мечты – человека, чья страсть к абсолютной гармонии и истинно французскому шарму заслуживает того, чтобы навсегда остаться в наших сердцах.
Татьяна КОНСТАНТИНОВА