Анжела АЛЕКСЕЕНКО: «Неудовлетворённость результатом – стимул к бóльшим достижениям!»
Возрождая рубрику «Собственное дело – путь к успеху», главный редактор журнала «Долорес» Марина НОВИКОВА точно знала, кого пригласит на интересную беседу. Сегодня у нас в гостях Анжела АЛЕКСЕЕНКО – топ-стилист и владелица салона-флагмана System Professional (Петрозаводск).
Давайте обо всём по прядку. Анжела, расскажите, как Вы решили стать стилистом?
Надо признаться, меня всегда тянуло к творчеству, с самого детства. А в возрасте 16–17 лет я вдруг стала особенно интересоваться темой красоты и её создания. Тогда по телевизору только-только начинали транслировать показы с Недель моды. Мне было интересно наблюдать за тем, как в модном закулисье создаются подиумные образы. Более того, мне хотелось заниматься чем-то подобным. Понятий «стилист», «визажист» тогда не существовало, они появились гораздо позже. Однако когда я сообщила маме о том, что собираюсь стать парикмахером, она не пришла в восторг. Ей, как опытной бизнесвумен, было сложно осознать серьёзность этой профессии и моих намерений.
Я была послушным ребенком, поэтому делать наперекор не стала – получила педагогическое образование, создала семью. Но моя тяга к парикмахерскому искусству и творчеству не угасала – во время учёбы я с удовольствием стригла cвоих однокурсниц по их просьбе, и получалось у меня довольно хорошо. Я прислушивалась к своей интуиции и cмело бралась за дело.
Cпустя несколько лет решилась-таки отправиться на курсы парикмахеров, муж меня поддержал. Так начался мой профессиональный путь. У меня была совершенно особенная тяга к знаниям, мне хотелось уметь и знать больше других. Я придумывала на ходу: увижу в журнале «Долорес» какую-то технику – и тут же решаю опробовать. На ловца бежал и зверь – у меня всегда были клиенты.
В то время система образования была другой, для того чтобы чему-то научиться, нужно было обязательно куда-то ехать. Обучившись азам у себя в городе, я отправилась в столицу. Училась в Академии «Долорес», посещала разные курсы, успешно стажировалась в студии Wella, знала, что должна быть лучшей в своём деле. Это были непростые времена, приходилось крутиться, постоянно уезжать от семьи, занимать и возвращать деньги – но у меня была цель, и я не видела никаких препятствий.
В Петрозаводске, работая в одном из лучших салонов, за несколько лет я смогла многого добиться в профессиональном плане. Я всегда знала, что своё дело надо делать хорошо, не прекращала учиться. Мы с командой единомышленников посетили большое количество курсов в разных странах мира.
В какой-то момент моя мама увидела потенциал в том, что я делаю, и предложила создать что-то своё. Так 12 лет назад была открыта студия «Стандарт красоты». К слову сказать, студия стала одним из партнёров Wella Professionals и до сих пор является таковой.
С какими сложностями Вы столкнулись, начав своё собственное дело?
Было огромное желание развиваться, о сложностях думать не было времени. Я чувствовала колоссальную поддержку мамы, опытного человека в вопросах бизнеса, она помогала мне решать множество важных вопросов. Как я уже сказала «Стандарт красоты» стал ведущим партнёром Wella Professionals, и имея такой мощный тыл, я чувствовала уверенность и желание идти вперёд. Можно сказать, что была некоторая сложность с кадрами, но мы нашли выход из положения. Изначально нас было четверо опытных, успешных стилистов, найти ещё мастеров, невзирая на существование огромного количества парикмахерских курсов, было очень сложно… И тогда мы решили применить свой опыт и начать обучать мастеров согласно нашим стандартам и пожеланиям. Вместе мыли голову, наносили краску на корни. По себе знаю, что иногда сложно просто дотронуться до головы. Поэтому обучение лучше начинать с технических моментов – мытья, массажей, сервисов, ухода. Клиенту этим навредить невозможно, и в то же время страх работы с волосами постепенно уходит. Потом уже можно переходить к стрижкам, потому что если с техники начинать, можно отбить всякое желание работать, – это же геометрия и никакого творчества. Наших стажёров мы обучали бесплатно, на удивление нашим коллегам из других салонов. «А если уйдут?», «Зачем вы это делаете?» – вопросы сыпались постоянно. Но мы чётко понимали, для чего это делаем, и вырастили для себя команду звёзд. Известно, человек всегда ищет, где лучше, это совершенно нормально. Поэтому если кто-то принимает решение уйти, я отношусь к этому спокойно.
Но когда хороший мастер уходит работать в другое место, он забирает с собой клиентов…
Да, такое явление действительно существует. Многие стилисты переживают тему потери клиента болезненно, я – нет. Клиент приходит прежде всего в салон, сегодня он может выбрать меня, завтра кого-то из моих коллег, а послезавтра вообще уйти. Важно создать в салоне такую атмосферу, чтобы оттуда было сложно кого-либо увести. Лично у меня есть такая профессиональная особенность – каждый образ я пропускаю через себя, и если мне кажется, что результат не будет соответствовать ожиданиям, я могу настойчиво рекомендовать что-то другое. Некоторым клиентам такой стиль работы не по душе, они хотят видеть на себе то, что им понравилось в модном журнале, к примеру. Я же взамен предлагаю иное. И тогда они отправляются на поиски другого мастера, и это их право.
Удержать клиента в салоне – одна из главных наших задач. У некоторых мастеров в нашем салоне высокая стоимость работ, и не хочется, чтобы кто-то в попытках сэкономить уходил в другое место красить корни. Поэтому мы придумали такую опцию: у нас эту процедуру выполняют начинающие специалисты за вменяемые деньги и на очень качественных продуктах Wella Professionals, «оставляя», таким образом, клиента в салоне. Рецепт красителя не держится в секрете. Я вообще против того, чтобы кто-то говорил: «Это мой клиент!». Это клиент салона, и каждый из наших высококвалифицированных мастеров всегда может подменить другого. Человек приходит в салон, сегодня он выбирает тебя, но завтра может выбрать кого-то из твоих коллег.
В какой момент Вы поняли, что готовы пойти дальше и открыть Ton by Angela Alekseenko? Вы работали бок о бок с мамой в течение долгого времени, практически это был ваш совместный бизнес. Каково было расставаться? И почему Вы захотели отделиться, а не создать сеть, например?
Да, мы проработали с мамой много лет. Она заведовала финансами, а я отвечала за креатив. В какой-то момент у нас случился кризис – спустя восемь лет работы одновременно трое мастеров ушли из салона, и мама очень болезненно это восприняла. Нам пришлось искать людей, заново обучать. И в тот момент у меня стали появляться мысли о том, что я хочу чего-то большего, своего. Но меня останавливали мысли о том, что я могу подвести маму. Все же я решилась на разговор, и мама восприняла моё желание совершенно нормально. Я очень ей благодарна за это! В тот момент у меня была острая необходимость развиваться.
Единственное, я – очень эмоциональный человек, многое делаю интуитивно, мне часто не хватает структуры. Поэтому мама вновь помогла заложить основу – найти помещение, поговорить с нужными людьми в правильном ключе. И когда всё было подготовлено, встал вопрос: кто из «Стандарта красоты» пойдёт со мной? Конечно, у сотрудников было желание следовать за мной, потому что я давала им возможность развиваться, указывала на сильные стороны и умела правильно преподнести их клиенту. В новый салон я забрала всех молодых специалистов и вновь набрала стажёров, чтобы сформировать команду. Кто-то решил совмещать, но я сразу предупредила, что работа на два салона не должна идти в ущерб ни одному из них.
Ton by Angela Alekseenko открылся полгода назад. Мне хотелось, чтобы салон был именным и в названии имел какую-то привязку к цвету, к настроению. Мы не просто красим волосы, создаём настроение, образ. Мне не хотелось никого удивлять, главным желанием было создать профессиональную студию, комфортное во всех смыслах пространство с хорошим светом, системой кондиционирования и так далее. И мы с Wella Professionals сделали флагманский салон System Professional, так как я являюсь экспертом марки. Салон, благодаря этой программе, получил пакет инвестиций от Руссвелл, особый статус и возможность уникального позиционирования. Еще одное важное преимущество – помимо продукции System Professional в салоне представлены все бренды, входящие в портфель Wella Professionals.
Когда пришло время для официального открытия, мне хотелось устроить настоящий праздник и обязательно пригласить на него наших клиентов. Мы всё продумали – арендовали клуб, организовали фуршет, музыку. Пригласили команду Sebastian Professional показать своё шоу, в свою очередь мы с Мариной Черкасовой сделали шоу System Professional. Была представлена команда «Стандарта красоты». Мне хотелось показать, как мы живём, что делаем, рассказать, что мы ставим цели и добиваемся их.
Все прошло великолепно. Гости остались очень довольны, я даже заметила, что ко мне стали относиться с большим уважением.
Но больше всего меня поразило то, что все гости – а это в основном люди, добившиеся определённого положения в обществе, – приехали в клуб к назначенному времени и уехали сразу по окончании мероприятия. Тусовка и неформальное общение их интересовали меньше всего. Они приехали к нам посмотреть на то, что мы делаем, поздравить.
Потом в городе ещё долго обсуждали мероприятие, его размах. А для меня это не было чем-то сверхъестественным, для меня это было нормой. Люди везде одинаковы, они любят и ценят красоту, хотят ею наслаждаться. Неважно, в Москве, Петрозаводске или каком-то другом городе, дарить людям красоту – это особое удовольствие. Люди приходят для того, чтобы получить эмоции, и мы им их даем.
Что такое флагманский салон? Почему Wella выбрала именно Вас и каково участие компании в данном процессе?
Флагман значит лучший во всем. Флагманский салон – это не только вывеска с упоминанием, это определённый уровень. Более того, это соответствующая атмосфера и настроение. Я уже говорила о том, там как Wella Professionals помогает нам в этом. Все самое новое, лучшее представлено в салоне и мы можем предложить нашим клиентам все бренды из портфеля компании.
Человек, который пришёл во флагманский салон, сразу ощущает особую энергетику и понимает, что здесь гораздо лучше, чем где-либо в другом месте.
Всё это гость чувствует, войдя в салон, где его встречает администратор – открытый и коммуникабельный человек. К нам в салон приходят достойные люди, поэтому человек, который встречает, принимает оплату, записывает на процедуру, должен уметь выстроить комфортную коммуникацию.
Гармония должна прослеживаться и в работе мастеров. Движения выверены, все работают в одном стиле – мы правильно стоим, правильно моем голову. Клиент понимает, что у нас единый стиль работы. Кроме того, у нас существует дресс-код, мы носим одежду определённых, неярких, цветов. Мы должны выглядеть красиво, но не лучше гостей. Я хочу, чтобы клиент, придя к нам, понимал, что всё здесь сделано для него. Для того чтобы этого добиться, мы постоянно проводим собрания, мастер-классы, осваиваем новые техники.
С Wella Professionals меня связывают долгие и тёплые взаимоотношения. Салон, куда я впервые устроилась на работу, закупал только продукцию Wella. Мои первые семинары тоже были с Wella, и там я познакомилась с людьми, которые были суперпрофессионалами и очень любили свою работу. Ирина Гареева, Любовь Чигирева, Олег Курников – эти люди сыграли колоссальную роль в моём становлении, передали навыки и страсть к работе. Они способствовали моему развитию. Моя профессиональная жизнь неразрывно связана с Wella. Поэтому у меня никогда не возникало идеи начать работать с другими марками, они чужие для меня. И потом, продуктовый портфель компании настолько обширен, образовательные программы эксклюзивны, влияние на модную индустрию трендсеттеров компании велико – было бы странно променять все бонусы на что-то другое.
Я чувствую большую ответственность за своих сотрудников, мне хочется, чтобы они стали настоящими звёздами. И самое главное – я получаю обратную связь. На недавно прошедшем корпоративе одна из девушек-стилистов сказала мне, что самое страшное для неё – подвести меня. А я, в свою очередь, боюсь подвести своих сотрудников. Я всегда стремилась и буду стремиться быть прекрасным специалистом. Но теперь у меня появилась новая задача – я должна быть прекрасным руководителем. Потому что если ты хочешь иметь рядом крутых специалистов, ты должна подавать им пример. И это не потому, что я хозяйка салона, а потому, что я искренне хочу, чтобы люди, которые со мной работают, чувствовали себя как за каменной стеной.
В чем секрет Вашего успеха?
Честно говоря, я постоянно испытываю чувство лёгкой неудовлетворённости. Понимаю, что нужно ещё много чего сделать. Я часто действую по наитию, руководствуюсь своей интуицией, и мне как будто не хватает руководителя для самой себя. Когда я вдруг теряю веру – а такое тоже бывает, – я вспоминаю день, когда чувствовала себя уверенно, знала, что всё смогу, и пытаюсь вновь проникнуться той уверенностью. Когда у меня появляются границы, а я пытаюсь их раздвинуть. И тогда я всегда вспоминаю тот момент, когда чувствовала себя сильной. Со временем у меня сформировались правила, что на самом деле нет никаких правил. Для того чтобы понять, правильно вы что-то делаете или нет, посмотрите, какие результаты приносит ваша деятельность. Путь развития у каждого свой, и успех тоже измеряется по-своему – для кого-то это обороты, для другого довольные клиенты. Главное, в погоне за этим успехом не растерять то, что действительно важно. Чувство удовлетворения – это хорошо. Но еще лучше, когда есть некоторая неудовлетворённость. Она является стимулом к ещё большим достижениям.