Нанара БЕРЕЗИНА: «В жизни и профессии всегда есть возможность стать лучше…»

Нанара БЕРЕЗИНА: «В жизни и профессии всегда есть возможность стать лучше…»

В гостях у журнала «Долорес» Нанара БЕРЕЗИНА – гуру косметологии и визажа, специалист с бессчётным количеством наград и титулов, опытный тренер и преподаватель.

 

Нанара, Вы в профессии уже почти пятьдесят лет! У Вас за плечами колоссальный опыт. Расскажите, пожалуйста, как и когда Вы определились с выбором? И как происходило Ваше профессиональное развитие?

Уже в девятом классе я точно знала, что стану либо художником, либо косметологом. Может показаться, что эти профессии совершенно разные, однако для меня лицо подобно холсту, на нём можно изобразить всё что угодно… Рисовала я с детства (художественные данные, вероятно, передались от отца-художника), особенно хорошо мне удавались портреты, я всегда исправляла внешние недостатки в своих рисунках… А когда я видела на телеэкране актрис с неправильной формой бровей, мне хотелось тут же взять в руки инструмент и исправить недоразумение. Еще в школе мне довелось посмотреть фильм с Роми Шнайдер в главной роли. Брови актрисы, тонкие, широко разнесённые по лицу, портящие её естественную красоту, настолько  меня поразили, что я не удержалась от возгласа возмущения. Придя домой, я решила, что в моем окружении брови должны быть красивыми у всех, и принялась оттачивать своё мастерство… Но не будем забегать вперёд. Мне очень хотелось помогать женщинам быть красивыми, а значит, счастливыми. В то время таких понятий, как «визаж» и «визажист», ещё не существовало, а вот косметологи уже были. Решив стать косметологом, я отправилась получать базовое медицинское образование (это было обязательным требованием), а после занятий получала практические знания. Мне повезло, я перенимала опыт великолепного косметолога Анны Ивановны Макринской. Под её руководством я научилась выполнять базовые косметологические процедуры. Когда я заканчивала свою работу, то не могла отпустить клиентку просто так – обязательно делала лёгкий макияж, поправляла форму бровей, чтобы женщина, покинув мой кабинет, почувствовала себя обновлённой и красивой. Мне всегда хотелось создавать совершенные образы. А потом я узнала о конкуре профессионального мастерства парикмахеров и косметологов, участие в котором было своеобразным билетом в большую косметологию. Я очень хотела принять в нём участие. В то время я уже вовсю работала, коллеги говорили мне: «Зачем тебе это нужно? Ты отличный специалист, у тебя огромное количество клиентов…» Но я никого не слушала, потому что считала и до сих пор считаю, что если мастер не принимает участия в конкурсах, значит, он обычный ремесленник, рядовой косметолог. Не могу не сказать о том, что созданию мира красоты в России мы обязаны Долорес Кондрашовой. Преданность Долорес своему делу изменила отношение к индустрии красоты. Она возвела ремесло в ранг искусства. Такие салон и академию, которые создала она, создать не каждому под силу. Я училась у неё всему. Она задала эталон, на который равнялась я и равняются все. Не зря президент наградил ее званием «Заслуженный деятель  искусств Российской Федерации».

 

Давайте плавно перейдём к теме конкурсов. Вы принимали участие в бессчётном количестве соревнований – в качестве участницы, тренера, судьи. Расскажите, пожалуйста, об этом опыте. И что, по-Вашему, даёт мастеру участие в конкурсах? 

Я считаю, присутствие соревновательного духа позволяет человеку  расти в профессии, учиться, даёт возможность стать лучше. Я начала активно принимать участие в различных конкурсах, которые проходили в том числе и за рубежом. Оказываясь в другой стране, я имела возможность ознакомиться с разнообразными новинками в области косметологии, протестировать продукты и аппараты, которых у нас ещё не было. Благодаря конкурсам мы имели возможность быть на шаг впереди. На конкурсах всегда царит потрясающая атмосфера, которая может мало с чем сравниться. А затем меня назначили тренером нашей сборной – это стало для меня новой ипостасью, но мне очень нравилось помогать участникам побеждать. Ещё одним шагом для меня стало вхождение в состав жюри. Честно говоря, для меня это сложная работа, я всегда хочу наградить всех без исключения! Потому что человек, который решился на участие в конкурсе или чемпионате, уже достоин похвалы. Конкурс – это особый путь. Сколько раз я наблюдала, как человек, проливший море слёз, расстроившийся из-за поражения, потом становился лучшим. Да ещё и делился своим опытом с другими участниками. Все эти моменты бесценны, и в первую очередь в профессиональном плане.

Во время подготовки конкурсных работ мне также удавалось придумывать новые техники и приёмы, которые мои коллеги и я используем по сей день.  

Конкурс – это художественная работа, высший пилотаж. И поэтому конкурсные работы всегда будут чем-то сродни Haute Couture в моде. А это значит, что конкурсные работы являются трендовыми и задают моду как минимум на сезон вперёд. Чтобы хорошо выступить, нужно не только тщательно готовиться и владеть информацией, но и чувствовать ответственность за то, что ты создаёшь.

Расскажите, пожалуйста, о своей преподавательской деятельности. У Вас огромное количество учеников по всему миру, удаётся ли поддерживать с ними связь? Какой профессиональный совет или напутствие Вы могли бы дать начинающим специалистам в области косметологии?

Свою преподавательскую деятельность я начала ещё до того, как была открыта Академия парикмахерского искусства «Долорес», но именно в академии нам удалось, что называется, создать высшую лигу косметологов и визажистов. Мне всегда очень нравилось преподавать, я старалась поделиться как можно большим количеством знаний, рассказать о том, что мне удалось узнать и увидеть за пределами нашей страны. Могу сказать, что наши выпускники, та самая высшая лига, нас не подвели и показали (и продолжают показывать) лучшие результаты. Все они высококлассные мастера своего дела, кто-то преподает, кто-то имеет салон, многие обладают чемпионскими титулами. Своих успехов им удалось добиться путём усердного труда и открытости к новым знаниям, к информации. Со многими из наших выпускников я поддерживаю связь, мне всегда радостно слышать рассказы об их профессиональных и личных успехах. Помимо академических знаний по косметологии и визажу я всегда старалась поделиться своим житейским опытом, помочь советом…

Сегодня наша профессия очень популярна, а хорошие мастера востребованы. И это не пустые слова. Согласно опросу выпускников школ, большое количество школьников хочет посвятить жизнь индустрии красоты. Что ж, оно и понятно, достойные мастера всегда имеют возможность хорошо зарабатывать, и я понимаю такое стремление, все мы люди, и все мы хотим обеспечивать и окружать себя самым лучшим. При этом я всегда говорю своим ученикам, что деньги деньгами, но важно любить свою работу и делать своё дело с любовью, тогда и результаты будут соответствующие.  Важно полюбить своего клиента, уметь выслушать, где-то высказаться, а где-то и промолчать. Важно уметь заслужить доверие и сделать так, чтобы клиент обязательно к вам вернулся.


Что в Вашей работе доставляет наибольшее удовольствие, а что можно считать профессиональным вызовом?

Признаюсь честно, что больше всего я люблю наблюдать, когда мои конкурсанты выстраиваются в ряд на церемонии награждения конкурса или чемпионата, независимо от того, удалось ли им одержать победу или нет. А уж если они держат в руках заветные кубки, то моему счастью и вовсе нет предела. Очень люблю, когда наш флаг реет выше всех…

Это является подтверждением того, что сумела научить, передать свои знания, заинтересовать. Отрадно знать, что мои техники и мои идеи внесены в учебные материалы, это значит, что мне удалось оставить след в профессиональной истории.

Что же касается профессионального вызова – самое сложное выдать идею. Я очень люблю создавать, творить красоту, но это не так-то просто. Сама по себе идея – это уже хорошо, но ее нужно проработать до мелочей, придать ей форму, перенести ее на «холст» – лицо и тело. Сегодня существуют специальные компьютерные программы, фильтры, которые могут значительно облегчить задачу. Но ведь на конкурсе и в повседневной жизни человек не имеет никакого специального «фильтра», значит, нужно выполнить работу безупречно, а сделать это можно, только усердно трудясь.  

 

Редакция журнала «Долорес» поздравляет Нанару Березину с прошедшим юбилеем.