Дмитрий ВИНОКУРОВ: «Творчество не имеет границ!»

Дмитрий ВинокуровТалантливый человек талантлив во всём, и сейчас речь идёт не об абстрактной персоне, а о конкретной творческой личности. Трендсеттер компании Wella Professionals, владелец собственного салона и школы-студии, создатель виртуозных окрашиваний и стрижекДмитрий Винокуров в интервью нашему изданию рассказал увлекательную историю своей жизни, которая неразрывно связана с парикмахерским искусством и модой. Предлагаем вашему вниманию текст беседы.

 

Дмитрий, расскажите, пожалуйста, о том, как развивалась Ваша профессиональная история?

Мою историю можно смело обозвать интересной и замысловатой. Честно говоря, я всегда знал, что такие профессии, как экономист и юрист, мне совершенно не подходят. В моей жизни всегда было место для творчества: мои школьные тетради были испещрены разнообразными рисунками, уже тогда я рисовал много предметов гардероба – костюмы, обувь. Рисовал-рисовал, а после восьмого класса взял и поступил в швейное училище, которое, кстати, окончил с отличием. Однако шить я пробовал ещё до начала учёбы – у меня в руках всегда было какое-то особое, тактильное, ощущение ткани. Сейчас мне особенно приятно осознавать, что у меня всегда было большое количество разных идей, и эта тенденция сохранилась и поныне. Для творческого человека очень важно чувствовать потенциал и реализовывать его на все сто процентов, полностью выкладываться – и у меня всегда складывалось и складывается именно так. Я создаю то, что чувствую, экспериментирую, иногда делаю это с некоторым вызовом, при этом всегда чувствуя какую-то золотую середину. Часто бывает так: я просто выбираю определённую тему, думаю над ней, анализирую и на уровне интуиции попадаю в самую цель. Но вернёмся на некоторое время назад. После училища я не стал останавливаться на достигнутом и поступил в индустриально-педагогический колледж, но через какое-то время меня призвали в армию, где я, как бы странно это ни звучало, продолжил свою творческую деятельность. На меня сразу обратили внимание высшие чины, и это привело к тому, что мне доверили обшивать весь командный состав. Хотя вообще-то я был водителем-механиком танка… Те времена я вспоминаю с особой теплотой – на дворе стоял девяностый год, страна переживала кризис, были перебои с продуктами… А у меня все складывалось как нельзя лучше, я даже собирался остаться и продолжить свою карьеру в армии, так мне всё нравилось. Однако кто-то из близкого окружения в нужный момент дал мне дельный совет, суть которого сводилась к тому, что мне нужно идти дальше и ни в коем случае не останавливаться на достигнутом. И я прислушался – вернулся в колледж, с отличием его окончил, затем организовал свой бизнес – крупный швейный цех, где мы шили качественные кожаные изделия в достаточно больших объёмах. И наше дело процветало ровно до тех пор, пока нас вдруг «не попросили» поделиться (не стоит забывать о том, что это были лихие девяностые). Выполнить подобные обязательства оказалось достаточно сложно, и бизнес пришлось закрыть. Откровенно говоря, в то время мне было очень обидно – я вложил в своё дело огромное количество сил и средств, и начинать что-то новое не было никакого желания и сил. Несколько месяцев я, что называется, искал себя, думал над тем, где смогу с успехом применить свои навыки и умения. И тут мне на помощь пришла мама, которая напомнила о давней мечте – сотрудничестве со знаменитым кутюрье Вячеславом Зайцевым. В то время попасть в его дом моды было практически невозможно, но я попал. Правда, не совсем обычным способом – прошёл кастинг в качестве модели и получил возможность побеседовать с Вячеславом Михайловичем. У нас состоялся разговор, во время которого я поведал ему о том, что я вовсе не модель, а портной и помимо прочего знаю азы парикмахерского искусства – и вот этим-то я и хочу заниматься. Я думал тогда, что если умею кроить одежду, значит, совершенно точно могу создавать формы на волосах. Выслушав меня, Вячеслав Михайлович предложил мне пойти к нему в парикмахеры, портновский цех на тот момент был уже сформирован.

И я незамедлительно приступил к работе. Признаюсь, это был удивительный опыт – порой я даже не знал, как делать те или иные вещи. И тогда один коллега дал мне дельный совет – главное, в этой профессии не иметь комплексов и страхов. И постепенно я смог прочувствовать это на себе. При поддержке компании L'Oreal мы открыли салон, который я со временем возглавил. Наше сотрудничество с Вячеславом Зайцевым было очень интересным, я многому научился, но в один прекрасный день наши пути разошлись. Я получил предложение от инвесторов об открытии собственного дела и, разумеется, его принял. Зайцев долгое время был на меня обижен, но я знаю, что поступил правильно. Cейчас с Вячеславом Михайловичем мы поддерживаем дружеские отношения, и я ему за всё очень благодарен. Не каждому дано встретить по жизни таких учителей, но я думаю, что каждому кто-то рядом подаёт руку. Главное – оправдать доверие и усердно трудиться.

В 1998 году пришедший на руководящий пост в компанию Wella Владимир Усольцев пригласил меня стать членом его команды. Я в то время достаточно успешно сотрудничал с компанией L'Oreal, но тогда ввиду экономических неурядиц топ-менеджмент принял решение приостановить деятельность компании в России.  Я принял предложение Усольцева и ни разу об этом не пожалел. Более того, Владимир Усольцев, будучи блестящим руководителем, начал тогда совершенно новую политику – например, компания Wella стала выдавать кредиты на открытие салонов. И это в те времена, когда по ряду экономических причин все старались урезать бюджеты. Однако лично для меня первостепенным было другое – я моментально проникся философией Wella, их отношением и настоящей, искренней любовью к парикмахерам, мощной поддержкой. Второе, что меня подкупило, было новаторство Wella, их постоянный поиск и реализация самых смелых идей. И вот уже 20 лет мы вместе с Wella вдохновляем друг друга.

 

Спектр Вашей профессиональной деятельности чрезвычайно широк – это и работа в салоне, и преподавательская деятельность, создание коллекций и трендов. Что Вам приносит наибольшее удовлетворение, а что можно назвать профессиональным вызовом?

Я пропускаю свою профессию через себя, посвящаю ей жизнь и стану делать это до тех пор, пока это будет возможно Моё личное удовлетворение – в свободе и реализации моих идей.

Когда-то давно я был очень амбициозен, и все мои цели сводились к тому, что я хотел что-то кому-то доказать. В большей степени я хотел доказать миру, что Россию совершенно зря не воспринимают всерьез на арене мирового парикмахерского искусства и моды. Нас ведь не везде допускали, и вот это-то мне и хотелось изменить. Когда я сидел в зрительном зале Alternative Hair Show, в голове возникла мысль – почему не выступает российская команда? И мне очень захотелось повлиять на эту ситуацию, и важным условием здесь была моя искренняя вера в то, что мы можем стать лучшими. И это принесло свои плоды – спустя некоторое время я принял участие в шоу в рамках Alternative Hair Show. Трендсеттером Wella я тоже являюсь отнюдь не ради статуса, а потому что искренне хочу оказывать влияние на то, что происходит в модном мире. Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что мои глобальные амбиции осуществлены и моя дальнейшая задача (которая, кстати, совпадает с желанием) заключается в развитии собственного бренда и профессионализма моей команды. К слову, я рад, что наше развитие происходит очень размеренно, я бы даже сказал – степенно. Потому что можно быстро высоко взлететь и так же быстро упасть. Мне по душе фундаментальный подход.    

Если говорить о преподавательской деятельности – должен признаться, что очень люблю это делать и считаю, что делаю это хорошо.

История возникновения Школы-студии Дмитрия Винокурова неразрывно связана с салоном, который мы открыли восемнадцать лет назад. Я постоянно экспериментировал – пытался творить вразрез, как говорится, искал что-то своё, экспериментировал с формами, текстурами. А если учесть, что я всё-таки портной, в моей голове всегда вырисовывается целостный образ. И тогда мне сказали: «Русская школа парикмахерского искусства – это не то, что ты делаешь!» Такая сентенция подействовала на меня отрезвляюще, у меня даже стали появляться какие-то комплексы. И тогда я решил поехать за границу и посмотреть, что делают иностранные коллеги. Отучившись в академии Sassoon в Лондоне, я пришёл к выводу, что я абсолютно прав – нужно экспериментировать. Но самое главное то, что именно тогда я осознал – в нашей профессии не может быть никаких ограничений и комплексов. Поэтому когда я вернулся из Лондона, принялся ещё больше экспериментировать и все свои эксперименты перекладывать на схемы. Таким образом, мои наработки образовали систему, о которой мне захотелось рассказать. Так пятнадцать лет назад появилась Школа-студия Дмитрия Винокурова. Не зря же я получил педагогическое образование! Мне есть чем поделиться и о чём рассказать, я знаю, как донести и как спросить. Откровенно говоря, в будущем я вижу преподавательскую деятельность приоритетной.  

 

 

У Вас прекрасная команда и совершенно эталонное и гармоничное рабочее пространство. Очевидно, что это результат совместного творчества и усердного труда. Как формировался Ваш коллектив?

Мне очень приятно слышать такие отзывы. Но и тут всё не так просто – такой уж у меня характер, что я не терплю никакого давления. Разумеется, у меня были партнёрские отношения, и на основании этого опыта я пришёл к выводу, что наилучшего результата можно достичь, имея дело с единомышленниками. И я могу с гордостью сказать, что создал не коллектив, а самую настоящую семью, где все друг друга уважают, поддерживают. Это дорогого стоит, и меня такое положение вещей бесконечно радует. Я всегда ставил комфорт в коллективе одной из первостепенных задач, затем следовало постоянное совершенствование, реализация не только моего потенциала, но и потенциала всей команды. Многие мои коллеги являются призёрами профессиональных конкурсов, а это, на мой взгляд, имеет большое значение как для профессионального развития самого мастера, так и для развития салона в целом. Я считаю, надо ставить совершенно фантастические цели, и если ты находишься на правильном пути, перед тобой всегда откроются нужные двери. Самое ценное во всей этой истории – то, что все мы здесь объединены по духу. У нас очень слаженный коллектив. Если к нам в команду приходит новичок, мы достаточно быстро можем определить, пробудет он с нами долгое время или покинет в короткий срок. «Наш» человек моментально вливается в процесс, а «не наш» не проходит и элементарной проверки. С удовольствием отмечу, что у нас нет и не было текучки кадров, если кто-то и уходил, то это было связано с открытием собственного дела, что я лично очень приветствую. Профессиональное и личностное развитие – это то, ради чего стоит приходить в профессию. У нас прекрасно налажена коммуникация, нет никакой «звёздной» иерархии – если в выражении своего творчества я начинаю выходить за рамки, коллеги всегда могут сделать мне замечание, равно как и наоборот. Я очень искренне и с любовью отношусь к своим сотрудникам и считаю такое отношение залогом любого успешного дела

 

Давайте поговорим о Вашей благотворительной деятельности. Эта тема очень щепетильная, и многие предпочитают обходить её стороной. В Вашем случае всё наоборот. С чего всё начиналось?

Всёначалось c Alternative Hair Show. Честно говоря, я тогда не задумывался о благотворительных проектах тем более в каких-то глобальных масштабах, мне, скорее, больше хотелось удовлетворить свои амбиции, выступить на шоу. Находясь там, я даже до конца не осознавал своей ответственности. Но потом мне удалось пообщаться с Тони Рицца, я побывал в больницах, и вот тогда-то у меня случился переворот в сознании. Я не просто делал хорошее дело, я пропускал это всё через себя. Находясь под впечатлением, я привёз Alternative Hair Show в Москву, и могу сказать, что сделать это было очень непросто: нужно было купить франшизу, заплатить налоги. Но я снова поверил в то, что это дело принесёт благо людям, и решил, что должен осуществить это во что бы то ни стало. Безусловно, рядом со мной была прекрасная команда, люди, без которых ничего бы вышло. Как вы понимаете, Alternative Hair Show было только началом нашей благотворительной деятельности. Мы также осуществили большой проект для инвалидов-колясочников – обучили их разным полезным ремеслам: маникюру, педикюру, визажу, постижёрному искусству. Помимо этого реализовали проект по адаптации в профессию детей-сирот. Для учеников 5–11-х классов проводились факультативные занятия – и что важно, больше половины учеников продолжили обучение по специальности. Конечно, мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем оказывать помощь нуждающимся самыми разными способами.

 

Дмитрий, Вы уже давно покорили Россию и вышли на мировой уровень в самых разных творческих проявлениях. Расскажите, пожалуйста, о Вашем английском салоне и о планах на будущее за пределами нашей страны.

Должен сказать, что я очень люблю Лондон, чувствую себя там комфортно, как дома. Поэтому мысль о творческой реализации в Туманном Альбионе зародилась у меня в голове уже давно. К моей большой удаче судьба свела меня с Иванной Шевляковой, компания которой занимается адаптацией российского и других бизнесов в английскую экономику и является мощным бизнес-инвестором.

Несмотря на то что у нас сложился очень хороший тандем, организовать процесс было не так-то просто, ровно год потребовался только для того, чтобы оформить документы!

Начать мы решили с небольшого салона, и надо сказать, что развитием довольны. Мы собрали отличную международную команду – должен отметить, что работа с иностранцами ввиду различия ментальностей тоже задача не из лёгких, но мы не боимся трудностей. Открыть бизнес в Лондоне – дело, конечно, сложное, конкуренция большая, но у нас на руках есть явный козырь. Русская школа парикмахерского искусства действительно считается одной из самых лучших. Все мастера нашего салона, будь то стилист или визажист, являются специалистами высокого профиля. Особенность нашей ментальности заключается в том, что мы перфекционисты и идеалисты! Клиенты покидают наш салон обновленными и удовлетворенными, на их лицах сияют радостные улыбки. Конечно, в перспективе мы планируем открыть второй салон, превосходящий по размерам своего предшественника. Ну и приоткрывая завесу тайны, хочу сказать, что в планах у нас также открытие школы парикмахерского искусства в Лондоне. Нам действительно есть чем поделиться, и мы искренне хотим это делать.

 

Что, по-Вашему, будет особенно актуально в ближайшее время?

На мой взгляд, сейчас на модном рынке происходят важные изменения, и во многом благодаря тому, что у людей меняются приоритеты. Сегодня поколение 30–45-летних не покупает дорогие автомобили, не вкладывается в элитную недвижимость, отдавая предпочтение саморазвитию, путешествиям и созданию собственной комфортной жизни. Такие перемены кардинально влияют на развитие модного бизнеса. Более того, я считаю, мода – это бизнес. Ни одна уважающая себя компания не примется за создание новой коллекции или продукта, не изучив как следует тенденции рынка. Существуют специальные агентства, которые занимаются «модными» исследованиями, и это очень серьёзная работа, я вам скажу. Под «микроскоп» попадают все и всё – люди на улицах, подача блюд в ресторанах, современная архитектура и дизайн. Только после детального изучения всего вышеперечисленного начинается активная работа по созданию какого-то продукта. Я имею честь входить в состав исследовательского пула одного из таких агентств и, как следствие, имею возможность создавать моду на мировом уровне, влиять на неё. После проведения глобальной исследовательской работы обработанные данные попадают к основным игрокам модной индустрии, которые, в свою очередь, начинают корпеть над своими шедеврами. В этом и кроется залог успеха, на мой взгляд. Меня часто спрашивают об источниках вдохновения, и я всегда отвечаю – сначала информация, а потом уже вдохновение. Потому как, основываясь только на вдохновении, я могу создать такой сюр, который потом никто не купит.  

Возможно, я не буду оригинальным, если скажу, что в парикмахерском искусстве не теряет, а, скорее, продолжает набирать актуальность тенденция ультраконтуринга. И мне такая всенародная любовь кажется очевидной. Взяв своё начало в макияже, техники контуринга плавно перетекли в окрашивание, дав возможность парикмахерам-стилистам подчёркивать достоинства и скрывать изъяны женских, а сейчас уже и мужских лиц. Ультраконтуринг в дуэте с «умными» стрижками даёт возможность творить чудеса – визуально добавлять объём или длину при помощи цвета или техники стрижки, например. Моё глубокое убеждение в том, что такие оптические иллюзии не потеряют своей актуальности ещё несколько сезонов. У сезона осень–зима 2017/2018 имеются свои нюансы, а именно – возрождение ретростиля 30-х годов. Если говорить об одежде – это своего рода винтаж, одежда из бабушкиного сундука в новом прочтении, в причёсках это конечно же объёмные локоны и чистые, не перегруженные формы. И ещё один момент, о котором я считаю важным сказать, – сейчас мода делает акцент на человеческой индивидуальности. Любой человек при правильном подходе может стать красивым и интересным, главное, чтобы он сам осознал свою красоту. Тогда в его привлекательность поверят и окружающие.