ИССЕЙ МИЯКЕ: ЖИЗНЬ В ТРЕХ ИЗМЕРЕНИЯХ

Его обожают интеллектуалы. Не случайно Мияке стал одним из самых культовых модельеров последнего столетия. Именно он является основоположником новых форм, в которых традиции Страны восходящего солнца сочетаются с канонами европейского искусства HauteCouture. Его творения всегда опережали моду. Это относится и к одежде, и к ароматам. Поэтому вполне возможно, что всё созданное знаменитым японцем Мияке для современников понравится и потомкам – как близким, так и далёким...

Между прошлым и будущим

Творческая судьба Иссея Мияке – это настоящее пу­тешествие, где удивительным образом переплелись прошлое, настоящее и будущее. Он появился на свет и учился в Японии, совершенствовался в Париже, а основы fashion-бизнеса постигал в Нью-Йорке. Три континента, три абсолютно разных источника вдохно­вения. Примечательно, что имя Иссей, прославившее его, с японского на русский язык переводится как «жизнь», а иероглифы Мияке означают «три дома».

Он родился перед Второй мировой войной в Хиро­симе, пережил атомную бомбардировку и выжил. Это можно расценивать как счастливое провидение, посланное небесами. Семилетний Иссей ехал на велосипеде в школу, когда над его головой возник смертоносный гриб от сброшенной американским лётчиком бомбы. Его мать, работавшая учительни­цей, получила сильные ожоги и умерла четыре года спустя после бомбардировки. А Иссей ещё долго лечился от костного остеомиелита. Сегодня он гово­рит, что видел такое, о чём лучше забыть и никогда не вспоминать. Скучая в больничной палате, юноша рассматривал модные журналы, которые приносила сестра. Тогда он решил стать дизайнером. И, окон­чательно выздоровев, поступил в Токийский художе­ственный университет.

Плиссе, очаровавшее мир

За год до окончания университета Мияке создал свою первую коллекцию одежды. Она имела успех и была тотчас куплена одним из универмагов Токио. Но пре­тенциозному юноше хотелось настоящего размаха. И он не нашёл ничего более банального, нежели отпра­виться в Париж. Впрочем, сегодня кутюрье признаёт­ся, что тогда слово «Париж» ассоциировалось у него с заманчивым волшебством, красотой и богатством. Однако при более близком знакомстве со столицей моды он понял все её противоречия. С одной сторо­ны, это был исключительный мир hautecouture (Иссей Мияке поступил в школу при Парижском синдикате высокой моды), а с другой – дух свободных хиппи и Beatles.

 






Работа в качестве ассистента в Домах GuyLaroche и Givenchy дала Мияке возможность совершенство­ваться в технике кроя. Позже он нашёл свой непо­вторимый стиль, основанный на контрасте старого и нового, подлинной красоты и жёсткой эстетики модерна. В 1970 году молодой, но уже опытный мо­дельер вернулся на родину и создал в Токио MiyakeDesignStudio. На следующий год он отправился в Нью-Йорк, где представил свою коллекцию, а заодно ознакомился с требованиями, которые предъявля­ются к одежде prêt-à-porterdeluxe. Познания оказа­лись настолько полезными, что уже двумя сезонами позже Мияке рукоплескал Париж… С тех пор такое случается дважды в год – весной и осенью: вот уже несколько десятков лет во французской столице с не­изменным аншлагом проходят феерические дефиле Issey Miyake. Однако настоящую революцию в моде знаменитый японец произвёл в 1998 году, создав коллекцию Pleats Please – «Очаровательное плиссе».

Модельер высоких технологий

Справедливости ради стоит заметить, что родона­чальником плиссированной одежды принято считать итальянца Мариано Фортени, который ещё в 1907 году изобрёл способ стойкой плиссировки шёлка. В его обольстительных плиссированных хитонах ще­голяли Айседора Дункан, Лилиан Диана Гиш, Мата Хари… Однако революционными плиссировки Мияке стали за счёт высокотехнологичных тканей, приспо­собленных к стирке и соответствующих современно­му ритму жизни. В них можно спать, кувыркаться и даже нырять в воду, при этом ничего с вашим очаро­вательным платьем случиться не может. Кстати, как и другие японские модельеры, Иссей Мияке видит сексуальность женщины не в обнажении её тела, а в драпировках одежды. Он считает, что в «складках» скрыта некая тайна, воздействующая на мужчин сильнее, нежели нагота.

 



«Западная мода, – говорит Мияке, – сформирована телом. Именно оно является отправной точкой для создания одежды. Тогда как в Японии всё начинается с выбора ткани. Для нас это главное». Он в посто­янном поиске новых смесовых тканей, дающих сво­боду телу и экспрессию движениям. Практичность, изысканность и комфорт – таковы эстетические принципы Иссея Мияке. Замыслы модельера вопло­щаются на принадлежащих ему фабриках (всего их 100), расположенных на острове Хонсю. Также для создания коллекций Issey Miyake используются ир­ландская шерсть, китайский шёлк и чесуча, экзоти­ческий хлопок с острова Бали, индонезийский батист, расписанный в стиле «батик», пластик и доспехи из ротанга и бамбука.

Одежда, достойная интеллектуалки

Тот, кто посещал парижский show-room Иссея Мия­ке, с восхищением говорит о его эклектичном убран­стве. Здесь простота чистых линий смешана с экзо­тической роскошью эпатажа: яркие, пронзительные ткани намотаны на манекенах, диковинные одежды выглядывают из сундуков, гофрированные свитера и платья, повешенные на кронштейны, напоминают самураев, зашедших из будущего, круглая травяная подушка вместо обыкновенной, пыльной соломенной шляпы… Столь художественные произведения, есте­ственно, не оставили равнодушными любительниц искусства и интеллектуалок. Кроме того, практически все голливудские звёзды без ума от Мияке.

Среди российской богемы наиболее ревностными ценительницами одежды знаменитого японца счита­ются директор Дома фотографии Ольга Свиблова и актриса Алла Демидова. И вообще, не иметь в своём гардеробе хотя бы одной вещи от IsseyMiyake в среде интеллектуалок считается непростительным. Однако сам Мияке такого рвения, скорее всего, просто бы не понял: «Я не стремлюсь, чтобы все носили мою одеж­ду или пользовались моими ароматами. Некоторые люди верят, что дизайн – это не что иное, как функ­циональная красота. Но я хочу объединить дизайн ещё с чувствами и эмоциями. Ведь кто-то должен объединить жизнь, юмор и поэзию…»

Аромат политого сада

Когда Иссею Мияке предложили сделать духи под собственным именем, он поначалу отказался. Это было обусловлено не столько скромностью, сколь­ко его японским менталитетом. Поскольку в Стране восходящего солнца парфюмерией почти не пользу­ются из-за сложившегося стереотипа: на протяже­нии столетий к ней прибегали разве что женщины лёгкого поведения. Кроме того, модельер почему-то решил, что в мире ароматов уже всё сказано. Од­нако Шанталь Роос из компании BeautyPrestigeInternational удалось доказать японскому дизайнеру обратное – парфюмерное искусство сродни приро­де, где полёт фантазии не имеет предела. И тогда Иссей Мияке заявил, что хотел бы создать аромат, аналогичный воде, наводящей на мысль о только что политых садах.

 





В 1992 году Мияке придумал аромат L`EauD`Essey – настоящий источник чувственности и энергии, где смешаны цветочные и древесные ноты. Следующим парфюмерным шедевром для женщин стал аромат огня – LeFeuD’Issey. Удивительно радостный за­пах, напоённый жизнью, солнцем и соблазном. При­тягивающий взгляд огненный шар, внутри которого сконцентрированы чувственный аромат розы, кори­андра, золотой японской лилии и капелька сычуань­ского перца. Третье тысячелетие встретил ещё один аромат LeFeuD`IsseyLight – молодой, беспечный и прекрасный.

…Кутюрье говорит, что сам он проделывает лишь по­ловину пути. А оставшийся путь проходит женщина, носящая его одежду и использующая его ароматы. Он только рождает своё творение, она же заставляет его жить!

Приоритеты Иссея Мияке

Стиль. Жизнь в Европе повлияла на его внешность. Матовый цвет лица, чёрные волнистые волосы и ще­гольские усы. Он скорее похож на богатого египтя­нина, нежели на японца. Будучи в Токио, он ездит в сером автомобиле Daimler, управляемом шофёром. Зато в Париже Мияке можно встретить с рюкзаком за плечами. Совсем как путешественник или стран­ствующий живописец!

Дефиле. Любимые его площадки – стадионы, вок­залы, плавательные бассейны или абсолютная этому противоположность в виде претенциозного Carrousel du Louvre в Париже. Во время демонстрации его кол­лекций жизнь становится совершенно удивительной: свет прожекторов, переливающиеся материалы, море цветов и самых необычных предметов. Ну где вы ещё увидите надувную одежду, шляпки в виде носовых платков или платья наподобие складных фонариков?

Свита. Во время работы он постоянно окружён ко­мандой из десяти помощников. Японские девочки и мальчики с ребяческими фигурами. Никакого шума, музыки и дыма сигарет. В общении допускается лишь исключительная любезность, повышенное внимание и изящное поведение.

Мечта. Его считают одним из наиболее просве­щённых японских модельеров. Он свободно владеет французским и английским языками, но не прочь вы­учить ещё пару языков, поскольку считает, что зна­ние каждого – это лишний миллион в кармане. И ещё. Он хотел бы окружить себя исключительно дамами, назначив их на ключевые посты. Мияке говорит, что только женщины способны удивить его.

 

Татьяна КОНСТАНТИНОВА