ЖАН-ПОЛЬ ГОТЬЕ: НА СЛУЖБЕ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА КРАСОТЫ

Любимый дизайнер едва ли не половины человечества, включая голливудских звёзд, доказал, что способен на многое. Сначала Жан-Поль Готье удостоился громкой славы «ужасного дитя» (enfantterrible) и провокатора мирового подиума, затем все оценили его талант превосходного закройщика. Он самый востребованный кутюрье. Это неоднократно подтверждали опросы парижского журнала JournalduTextile. В арсенале маэстро не только потрясающая одежда, роскошные ароматы, но и первая косметика для мужчин. Потому что Готье всегда знает, что такое настоящая красота.

Розовые облака

Страсть ко всему красивому проявилась у Жан-Поля ещё в детстве. Воспитанием маль­чика занималась обожавшая его бабушка. В небольшом городке Аркей, расположившем­ся в парижском пригороде, она слыла иску­снейшей хироманткой. Однако оккультные науки были лишь увлечением весьма экстра­вагантной женщины, профессиональной мед­сестры и косметолога. Клиентки получали от неё одновременно и омолаживающие маски, и советы, как привязать к себе мужа. И имен­но бабушка очень рано стала поощрять увле­чение внука нарядами, которые он срисовы­вал с экрана телевизора и из журналов. Впрочем, кружевных корсетов и кисейных нижних юбок было предостаточно и в бабуш­кином шкафу, куда маленький Жан-Поль за­бирался, как в пещеру Али-Бабы.

Когда Жан-Полю было 9 лет, его детское воображение потрясла тан­цовщица из варьете «Фоли-Бержер». Эту женщину в сетчатых чулках и платье с перьями он увидел по телевизору, который, кстати сказать, бабушка никогда не выключала. На следующий день в школе маль­чик принялся рисовать костюм, усыпанный стразами, чёрные чулки и розовое облако перьев… Вот только учительница, не обладавшая, по мнению Готье, должным вкусом, его художеств не оценила. Более того, в виде наказания она заставила пройтись по всему классу с ри­сунком, пришпиленным к спине. Однако для одноклассников, которые ещё недавно насмехались над Жан-Полем, он стал настоящим геро­ем. С тех самых пор яркая, провокационная красота стала для Готье излюбленным средством самовыражения и символом творчества, а перья – непременным атрибутом каждой новой коллекции.

Как три мушкетёра…

День своего восемнадцатилетия Жан-Поль Готье отметил весьма оригинальным способом: он послал свои рисунки Пьеру Кардену. А тот, как и предсказывала бабушка (ведь она была хироманткой), пригласил талантливого юношу к себе в ассистенты. Однако прино­ровиться к мэтру оказалось не так уж легко. Чересчур витиеватые и слишком яркие эскизы своего помощника Карден комментировал так: «Из этого я могу сделать целых три платья. Работайте лаконич­нее!». Через полгода Жан-Поль запросился в непредусмотренный отпуск, а потому был уволен. Тогда он поступил к известному париж­скому кутюрье Жаку Эстерелю, затем – в Дом Patou, где в течение двух лет помогал Анжело Тарлацци. Вот и все его «университеты» в моде… «Дом Patou, – вспоминал потом Готье, – был настоящим храмом высокой моды, прямо как в кино. Я увидел, с каким благого­вением там относились к одежде и какая атмосфера царила в ателье, где мастер – немножко король»… Научившись виртуозной технике кроя, Жан-Поль снова вернулся к Кардену и уже самостоятельно за­нимался коллекциями, предназначенными для отправки в Америку. В то время вместе со своим школьным приятелем Франсисом Меню­жем он решил изготовлять бижутерию… из батареек, сверкавших, как подфарники. А в 1976 году к ним присоединился Дональд Потар. И три мушкетёра без гроша в кармане ринулись в бой, сооружая кол­лекцию, подписанную Gaultier.

 






Наряд для Мадонны

Уже первая коллекция содержала то, что потом назовут визитной карточкой Готье: смешение жанров, материалов и стилей, ис­пользование украшений в виде подвесок из чайных ситечек или браслетов из консерв­ных банок… Впрочем, и самому провокатору моды необходим был собственный забавный образ. Тогда Жан-Поль облачил свой му­скулистый торс в тельняшку. А для большей убедительности высветлил коротко остри­женные волосы и украсил оттопыренное ухо серьгой. Настоящий морской волк! Его вид не меньше, чем его творения, импонировал поклонницам, слетавшимся со всего мира в Париж на показы модельера. И однажды, в 1987 году, дефиле Готье посетила Мадонна. Впрочем, заочно они были знакомы давно. Ему нравилась её склонность к экстриму и смелость взглядов, ей – его безудержная фантазия и редкое чувство юмора. Таким об­разом, оказалось, что они одного поля ягоды: он провоцирует, она шокирует. Именно Готье поп-дива доверила создать костюм для свое­го мирового турне. Это был корсет, в основе которого – остроконечный атласный бюст­гальтер и пояс с подвязками из бабушкино­го сундука. Столь необычный наряд позже был воплощён в изящном флаконе духов. А сам оригинал Мадонна отдала в MetropolitanMuseum, где он выставлен вместе с костю­мом Элтона Джона, тоже созданным Готье.






В союзе с колесницей

 

Когда-то никому и в голову не могло прийти, что человек, представивший на подиуме дерз­кую коллекцию под названием «Прилизанное обаяние буржуазии», объединится с респек­табельным Домом Hermes. Этот альянс, на­званный Жан-Полем «союз колесницы с тельняшкой», возник, когда «корабль» Готье стал из-за возникших трудностей потихоньку тонуть. На помощь пришёл Жан-Луи Дюма, в то время – президент Дома Hermes. Он вы­купил 35 процентов акций Jean-PaulGaultier. И у Готье появились средства на создание коллекции hautecouture «Готье-Париж»: он потратил на неё 4 миллиона франков. Впер­вые коллекция была показана в январе 1997 года. И успех превзошёл ожидания. После этого руководство Hermes доверило Жан-Полю Готье создание одной из линий одеж­ды для своего знаменитого Дома. Когда-то королём французского люкса называли Ива Сен-Лорана. А теперь на этот титул претен­дует Готье. Потому что однажды Пьер Берже (друг и партнёр Сен-Лорана) назвал моделье­ра в тельняшке «лучшим после Ива». После того как Сен-Лоран покинул наш мир, трон его освободился…

 



В шлейфе чарующих ароматов

Сейчас претендент на трон Её величества Красоты живёт на улочке возле площади Пигаль, рядом с Мулен-Руж. В хо­рошую погоду он отправляется в свою студию пешком, по пути разглядывая пешеходов. Внешне он мало чем от них отличается. Впрочем, привлекает внимание шлейф необык­новенного парфюмерного аромата. Разумеется, собствен­ного. Ибо, помимо моды, вторым его увлечением является создание ароматов. В поисках вдохновения для первого из них он обратился к образу своей бабушки, который вызы­вал ассоциации со сладким ароматом пудры, косметикой, цветами, резким запахом лака для ногтей, царившим в её комнате и в театре, куда ребёнком она часто водила его.

Итак, свой первый аромат JeanPaulGaultierClassique во флаконе, имитирующем женское тело, затянутое в корсет (духи) или облегающее платье (туалетная вода – спрей), дизайнер выпустил ровно 15 лет назад. В нём смешаны обольстительные ноты цветка померанца, розы, аниса, орхидеи и ванили. Для сильной половины человечества были созданы LeMale и FleurDuMaleLaCologne – ароматы, подчёркивающие мужественность и чувствен­ность одновременно. Эта двойственность под­креплена силой и нежностью восхитительных нот цветка апельсина. Мужчине Жан-Поля Готье не­чего скрывать, он находится в мире и гармонии с собой. Не менее прекрасны и другие ароматы, созданные Жан-Полем Готье, – элегантный и ро­скошный Fragile с пьянящим шлейфом туберозы и притягательный Gaultier2, появление которого разрушило стереотипы, делившие духи на муж­ские и женские. L’Eaud’Amour. Азарт любви и влекущая игра двух сердец… Последними бест­селлерами стали и уникальные продукты JeanPaulGaultierMonsieur – косметика и ароматы для самых обворожительных мужчин. Только ухожен­ный человек, оставляющий за собой чарующий шлейф хорошего аромата, может считаться по-настоящему красивым.

И долгожданная премьера для женщин – MaDAME: роскошный аромат, тающее молочко для тела, кристальный гель для душа и парфюмированный дезодорант. Непокорная, весёлая, очарователь­но дерзкая MaDAME отличается пылким темпе­раментом. Её жизнь полна свободы и ритма, ко­торые подчёркивают ноты апельсиновой цедры, розы, мускуса, кедра и гренадина. Сочетание яркое и необычное, но по–другому у Жан-Поля Готье просто не бывает.

 

Татьяна КОНСТАНТИНОВА