ЖАН-ПОЛЬ ГОТЬЕ: НА СЛУЖБЕ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА КРАСОТЫ
Любимый дизайнер едва ли не половины человечества, включая голливудских звёзд, доказал, что способен на многое. Сначала Жан-Поль Готье удостоился громкой славы «ужасного дитя» (enfantterrible) и провокатора мирового подиума, затем все оценили его талант превосходного закройщика. Он самый востребованный кутюрье. Это неоднократно подтверждали опросы парижского журнала JournalduTextile. В арсенале маэстро не только потрясающая одежда, роскошные ароматы, но и первая косметика для мужчин. Потому что Готье всегда знает, что такое настоящая красота.
Розовые облака
Страсть ко всему красивому проявилась у Жан-Поля ещё в детстве.
Воспитанием мальчика занималась обожавшая его бабушка. В небольшом городке
Аркей, расположившемся в парижском пригороде, она слыла искуснейшей
хироманткой. Однако оккультные науки были лишь увлечением весьма экстравагантной
женщины, профессиональной медсестры и косметолога. Клиентки получали от неё
одновременно и омолаживающие маски, и советы, как привязать к себе мужа. И именно
бабушка очень рано стала поощрять увлечение внука нарядами, которые он срисовывал
с экрана телевизора и из журналов. Впрочем, кружевных корсетов и кисейных
нижних юбок было предостаточно и в бабушкином шкафу, куда маленький Жан-Поль
забирался, как в пещеру Али-Бабы.
Когда Жан-Полю было 9 лет, его детское воображение потрясла танцовщица из варьете «Фоли-Бержер». Эту женщину в сетчатых чулках и платье с перьями он увидел по телевизору, который, кстати сказать, бабушка никогда не выключала. На следующий день в школе мальчик принялся рисовать костюм, усыпанный стразами, чёрные чулки и розовое облако перьев… Вот только учительница, не обладавшая, по мнению Готье, должным вкусом, его художеств не оценила. Более того, в виде наказания она заставила пройтись по всему классу с рисунком, пришпиленным к спине. Однако для одноклассников, которые ещё недавно насмехались над Жан-Полем, он стал настоящим героем. С тех самых пор яркая, провокационная красота стала для Готье излюбленным средством самовыражения и символом творчества, а перья – непременным атрибутом каждой новой коллекции.
Как три мушкетёра…
День своего восемнадцатилетия Жан-Поль Готье отметил весьма оригинальным способом: он послал свои рисунки Пьеру Кардену. А тот, как и предсказывала бабушка (ведь она была хироманткой), пригласил талантливого юношу к себе в ассистенты. Однако приноровиться к мэтру оказалось не так уж легко. Чересчур витиеватые и слишком яркие эскизы своего помощника Карден комментировал так: «Из этого я могу сделать целых три платья. Работайте лаконичнее!». Через полгода Жан-Поль запросился в непредусмотренный отпуск, а потому был уволен. Тогда он поступил к известному парижскому кутюрье Жаку Эстерелю, затем – в Дом Patou, где в течение двух лет помогал Анжело Тарлацци. Вот и все его «университеты» в моде… «Дом Patou, – вспоминал потом Готье, – был настоящим храмом высокой моды, прямо как в кино. Я увидел, с каким благоговением там относились к одежде и какая атмосфера царила в ателье, где мастер – немножко король»… Научившись виртуозной технике кроя, Жан-Поль снова вернулся к Кардену и уже самостоятельно занимался коллекциями, предназначенными для отправки в Америку. В то время вместе со своим школьным приятелем Франсисом Менюжем он решил изготовлять бижутерию… из батареек, сверкавших, как подфарники. А в 1976 году к ним присоединился Дональд Потар. И три мушкетёра без гроша в кармане ринулись в бой, сооружая коллекцию, подписанную Gaultier.
Наряд для Мадонны
Уже первая коллекция содержала то, что потом назовут визитной карточкой Готье: смешение жанров, материалов и стилей, использование украшений в виде подвесок из чайных ситечек или браслетов из консервных банок… Впрочем, и самому провокатору моды необходим был собственный забавный образ. Тогда Жан-Поль облачил свой мускулистый торс в тельняшку. А для большей убедительности высветлил коротко остриженные волосы и украсил оттопыренное ухо серьгой. Настоящий морской волк! Его вид не меньше, чем его творения, импонировал поклонницам, слетавшимся со всего мира в Париж на показы модельера. И однажды, в 1987 году, дефиле Готье посетила Мадонна. Впрочем, заочно они были знакомы давно. Ему нравилась её склонность к экстриму и смелость взглядов, ей – его безудержная фантазия и редкое чувство юмора. Таким образом, оказалось, что они одного поля ягоды: он провоцирует, она шокирует. Именно Готье поп-дива доверила создать костюм для своего мирового турне. Это был корсет, в основе которого – остроконечный атласный бюстгальтер и пояс с подвязками из бабушкиного сундука. Столь необычный наряд позже был воплощён в изящном флаконе духов. А сам оригинал Мадонна отдала в MetropolitanMuseum, где он выставлен вместе с костюмом Элтона Джона, тоже созданным Готье.
В союзе с колесницей
Когда-то никому и в голову не могло прийти, что человек, представивший на подиуме дерзкую коллекцию под названием «Прилизанное обаяние буржуазии», объединится с респектабельным Домом Hermes. Этот альянс, названный Жан-Полем «союз колесницы с тельняшкой», возник, когда «корабль» Готье стал из-за возникших трудностей потихоньку тонуть. На помощь пришёл Жан-Луи Дюма, в то время – президент Дома Hermes. Он выкупил 35 процентов акций Jean-PaulGaultier. И у Готье появились средства на создание коллекции hautecouture «Готье-Париж»: он потратил на неё 4 миллиона франков. Впервые коллекция была показана в январе 1997 года. И успех превзошёл ожидания. После этого руководство Hermes доверило Жан-Полю Готье создание одной из линий одежды для своего знаменитого Дома. Когда-то королём французского люкса называли Ива Сен-Лорана. А теперь на этот титул претендует Готье. Потому что однажды Пьер Берже (друг и партнёр Сен-Лорана) назвал модельера в тельняшке «лучшим после Ива». После того как Сен-Лоран покинул наш мир, трон его освободился…
В шлейфе чарующих ароматов
Сейчас претендент на трон Её величества Красоты живёт на улочке возле площади Пигаль, рядом с Мулен-Руж. В хорошую погоду он отправляется в свою студию пешком, по пути разглядывая пешеходов. Внешне он мало чем от них отличается. Впрочем, привлекает внимание шлейф необыкновенного парфюмерного аромата. Разумеется, собственного. Ибо, помимо моды, вторым его увлечением является создание ароматов. В поисках вдохновения для первого из них он обратился к образу своей бабушки, который вызывал ассоциации со сладким ароматом пудры, косметикой, цветами, резким запахом лака для ногтей, царившим в её комнате и в театре, куда ребёнком она часто водила его.
Итак, свой первый аромат JeanPaulGaultierClassique во флаконе, имитирующем женское тело, затянутое в корсет (духи) или
облегающее платье (туалетная вода – спрей), дизайнер выпустил ровно 15 лет
назад. В нём смешаны обольстительные ноты цветка померанца, розы, аниса,
орхидеи и ванили. Для сильной половины человечества были созданы LeMale и FleurDuMaleLaCologne –
ароматы, подчёркивающие мужественность и чувственность одновременно. Эта
двойственность подкреплена силой и нежностью восхитительных нот цветка
апельсина. Мужчине Жан-Поля Готье нечего скрывать, он находится в мире и
гармонии с собой. Не менее прекрасны и другие ароматы, созданные Жан-Полем
Готье, – элегантный и роскошный Fragile с пьянящим шлейфом туберозы и притягательный Gaultier2, появление которого разрушило стереотипы, делившие духи на мужские и
женские. L’Eaud’Amour. Азарт любви и влекущая игра двух сердец… Последними бестселлерами
стали и уникальные продукты JeanPaulGaultierMonsieur – косметика и ароматы для самых обворожительных мужчин. Только ухоженный
человек, оставляющий за собой чарующий шлейф хорошего аромата, может считаться
по-настоящему красивым.
И долгожданная премьера для женщин – MaDAME: роскошный аромат, тающее молочко для тела, кристальный гель для душа и парфюмированный дезодорант. Непокорная, весёлая, очаровательно дерзкая MaDAME отличается пылким темпераментом. Её жизнь полна свободы и ритма, которые подчёркивают ноты апельсиновой цедры, розы, мускуса, кедра и гренадина. Сочетание яркое и необычное, но по–другому у Жан-Поля Готье просто не бывает.
Татьяна КОНСТАНТИНОВА